Дизайнер, основатель собственного дизайнерского бюро. В одном только Париже — 6 магазинов, которые его представляют. Есть магазины в Нью-Йорке, Токио, Милане, Берлине, ведутся переговоры с Питером. В 2010 году выпустил коллекцию очков под собственным именем, в прошлом году вышла коллекция часов, совсем недавно — коллекция сережек и браслетов.
— В школе я постоянно рисовал машинки. С этими рисунками участвовал в конкурсах для юных талантов. Газета «Переходный возраст» в Минске проводила.
Призы были сначала формальные — грамота, места. А потом к этому проекту был привлечен «Атлант-М», и призы стали чувствительнее: путевка, телевизор и т. д. Я никогда ничего не выигрывал, но ездил постоянно.
После школы — кузница всех технических кадров Политехнического академия, инженером на автомобильный факультет. Чудесное поступление в аспирантуру Академии искусств на дизайн.
Чудесное, потому что попасть туда было нереально, но к этому моменту я уже съездил со своими разработками на конференцию в Хельсинки, и для меня сделали исключение. Из Академии искусств — в школу дизайна в Милане. Она как раз разыгрывала стипендии в сотрудничестве с «Ауди». Далее — стажировка в Турине в студии Stile Bertone. Среди прочих — дизайн для Alfa Romeo, Citroën, Ferrari, Fiat, Iso Rivolta, Lancia, Lamborghini, Mercedes Benz, Opel и Volvo). Затем — приглашение от Renault. Работа над дизайном хорошо известных в Беларуси Renault Trafic, Renault Espace, и даже лодки в стиле Renault.
— Каждый раз все эти стечения обстоятельств были как чудо. Получить в Италии, где я жил, фактически, на птичьих правах, французскую визу! А мне очень хотелось остаться. Франция меня привлекала еще со времен школы. Париж — это вершина. Я здесь уже шесть с половиной лет и на данный момент никуда больше не хочу. Чувствую себя абсолютно в своей среде. Адаптировался ко всем системам, к языку. Приезжему здесь, конечно, сложно: страховки, карточки, банковские счета… На оформление бумажек надо месяца четыре. Благо, занимался этим работодатель. Когда я принял предложение Renault, первое время жил в гостинице. Квартиру нашли только спустя месяц.
— Каким проектом Вас можно заинтересовать?
— Проект должен быть инновационным, а люди — интересными. С определенного времени на эмоциональные составляющие я обращаю больше внимания. На проектах часто встречаются люди, с которыми и работать, и дружить хорошо. У меня есть друг, который тоже рисует очки. И только. Он не дизайнер даже. Рисует по-старому с лекалами.
— А Вы?
— А я с собой таскаю блокнот с карандашом и, если есть время, рисую от руки. Это такой полный креатив. Очень похоже на процесс придумывания нового автомобиля. Этакий brainstorm.
Важно уметь хорошо и артистично рисовать, чтобы заинтересовать клиента. И вот этот процесс я перенес на рисование очков.
Вообще я рисую постоянно. Даже если нервничаю, рисую машины, чтобы себя успокоить.…Следующая после изображения стадия при разработке модели очков — 3-мерное проектирование. Здесь можно применить все технические параметры, все углы. Это уже нечто более ощутимое. И очень часто бывает, что на картинке выглядит классно, а в 3D не работает. Затем заказываются пробные экземпляры — повертеть в руках, посмотреть, подумать. Чтобы запустить одну модель очков, нужно 5000 евро, поэтому продумывать надо очень хорошо. Каждый сезон (раз в полгода) я добавляю 3-4 новые модели. В результате получаются довольно ощутимые инвестиции. Здесь нужно включать интуицию. С первыми моделями все сложилось удачно, вырученные деньги пошли в работу. И так — по кругу.
Париж — безумно красивый, здесь постоянно что-нибудь открываешь. Я очень много путешествую — преимущество профессии, — и могу сказать, что возвращаться в Париж — это удовольствие.
— Париж — столица люкс. Это часть имиджа города. Туристы сюда едут в том числе и за этим. А французы?
— Так или иначе, парижане интересуются модой. Но одеваются в основном на распродажах. У каждого, конечно, свой стиль, но есть и «парижский». Например, девушка-парижанка обязательно умеет смешивать стили и марки, сумочка — Yves Saint Laurent, туфли могут быть Louboutin, платье — бюджетный НМ, очки — винтаж с барахолки. И все вместе это создает определенный шарм.
— А Вы сами за модой следите?
— Стараюсь. Не то чтобы я был фанатиком, но мне нравится хорошо одеваться.
— Белорусский менталитет дает о себе знать?
— Сначала — да, очень. Мне и до сих пор удивительно, как ведут себя французы в той или иной ситуации. Но и для французов белорусы — экзотика. Кстати, они сначала не различали русский—белорус. И мне постоянно приходилось их поправлять. Поправляю до сих пор. Зачем? Ну хотя бы потому, что это делает меня оригинальнее. Потому что, в принципе, белорусов во Франции немного. Я лично знаком только с одним. Мы, правда, не общаемся — нет общих интересов. А вот есть девушка знакомая с Украины, с ней мы дружим. Вспоминаем, что сколько стоило в Советском Союзе (смеется). А вообще отношение к приезжим здесь хорошее. Лучше, чем в Италии, например. Лишь однажды, тот факт, что русский, сработал против меня. Я тогда работал над проектом военного автомобиля Nexter. Над ним работали 3 дизайнера, и был избран мой проект. Но когда нужно было ехать к клиенту его представлять, мне просто не дали пропуск. Военное все, засекреченное. Но проект приняли и реализовали. Получилась машина типа «ЗИЛа», сделанная как легковой автомобиль.
Из автомобильного бизнеса Дмитрий ушел сам. Стало скучно, любимое дело стала превращаться в рутину, раздражали заявления заказчика типа «Ты должен рисовать, как я».
Это означало абсолютно отказаться от своего «я», перейти на чужой стиль изображения, на чужую манеру думать.
— Я считаю, что силен самобытностью. А когда рисуешь машину, никто не знает, что ее нарисовал именно ты, знают только имя производителя. Захотелось имени. На очках, часах оно фигурирует. И хотя сейчас такая тенденция, что чем дороже вещь, тем меньше заметен логотип производителя, — но знатоки всегда узнают марку твоих очков или часов… Это своеобразный знак того, кто ты есть и можно ли тебе доверять. Когда я рисовал машины, то всегда начинал с фары. Только за счет фар можно создать общий образ автомобиля — городская это веселая машинка, рабочий минивэн или агрессивный спорткар. Ну и, естественно, это перешло на очки. Очки «делают» лицо. С их помощью можно продемонстрировать или скрыть настроение, создать образ человека.
— Каков образ вашего потенциального клиента?
— Это современная городская девушка. Она интересуется модой, умеет комбинировать марки и аксессуары. Одна девушка из Чикаго, стилист, которая купила мои очки, выслала мне фотосессии с ними. На ней курточка из крокодила, сумочка Hermes и мои очки, они там точно на своем месте и не забудутся. Очки такого дизайна больше предназначены для города.
— Вас как дизайнера вопрос удобства волнует?
— Да, конечно. Примеряли, очки очень удобны, несмотря на квадратную форму. Я целый год потратил на поиск ателье и то, чтобы сделать их эргономичными. Здесь очень важна длина дужек, углы… Очки должны «сесть» на лицо. Все они сделаны во Франции. Здесь очень хорошее качество, признанное во всем мире. Бесспорный лидер — Япония.
Что касается часов, то мы получили швейцарский сертификат, а его очень трудно получить. Они охраняют стандарты качества. Для получения сертификата сборка и 80% компонентов должны быть оттуда. Остальные компоненты у нас из Франции и Германии. Идея часов — часы для города. Что такое город? Это бетон и стекло. Улицы, небоскребы…
К вопросу о кумирах
Начну с того, что они меняются. Сразу после Renault меня очень интересовала мода, аксессуары… и Марк Джейкобс как арт-директор Louis Vuitton. И тогда я поставил перед собой цель поработать в Louis Vuitton. Очень мне хотелось. Я сделал для этого все, что смог… Но ничего не получилось. Оно и к лучшему.
Если говорить о сфере индустриального дизайна, то мне интересен австралиец Марк Ньюсон, он настоящий бог, потому что это единственный дизайнер, который при жизни продал сделанный им шезлонг за 1,8 млн евро. Шезлонг, кстати, абсолютно неудобный, скорее это произведение искусства. Я снимаю шляпу перед тем, как он себя продвинул.
Сейчас мне очень нравится марка Tom Ford. Это один из дизайнеров, который для меня многое значит. Мне даже не столько стиль его нравится, сколько история успеха: путь от креативного директора Gucci до созданию собственного полноценного брэнда.
О мечтах не скажу… есть цель развиваться, стать интернациональным брэндом высокого уровня. Оно все к тому идет — вопрос времени. Хотя, думаю, когда это произойдет, мне опять станет скучно. И кто знает, может, тогда захочется сделать автомобиль собственного дизайна.
— На родину не тянет?
— Тянет повидаться с родителями. Я приезжаю в Беларусь раз на год и все чаще думаю, сколько еще раз мне осталось их увидеть. А в страну — нет, не тянет. Для меня важна работа. А еще у меня там практически не осталось друзей, корней. Франция на данный момент оправдала все мои ожидания. И не перестает удивлять до сих пор. Разумеется, надо работать, не зевать, но это того стоит.