РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Родительский университет

Скачать Программу родительского университета (342 Kb.pdf )

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                        Директор

                                                                                                                                      государственного учреждения образования

                                                                                                                                      «Средняя школа №11 г. Молодечно»

                                                                                                                                       (подпись) А.Н.Борейко

                                                                                                                                       30.08.2024

 

 

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ГУО «Средняя школа № 11 г. Молодечно»

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания, содействие развитию навыков самообразования родителей;

обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей учащихся ишколы.

Целевая группа –законные представители учащихся.

 

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:

формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;

создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:

презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

на оценке родителями собственного жизненного опыта;

на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

на стабильном общении детей и их родителей;

на формировании атмосферы поиска новых знаний;

на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

на развитии творческих способностей членов семьи;

на умении видеть результаты развития детей;

на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X XI классов.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагога социального и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

повышение интереса родителей к самообразованию;

удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, поддержке и др.;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе

ния

Форма проведения

Ответственные

1-е классы

11

Тема 1. Помощь ребенку в адаптации к школе

24.09.2024

лекция

Классный руководитель

12

Тема 2. Организация режима дня школьника.

20.12.2024

беседа

Медицинский работник

13

Тема 3. Ценности, традиции и обычаи семьи.

19.03.2025

круглый стол

Классный руководитель

14

Тема 4. Эмоции в нашей жизни. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

15.05.2025

занятие с элементами тренинга

Педагог социальный

 

2-е классы

21

Тема 1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка.

24.09.2024

беседа

Медицинский работник

22

Тема 2. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

20.12.2024

круглый стол

Классный руководитель, медицинский работник

23

Тема 3. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

19.03.2025

беседа

Педагог социальный

24

Тема 4. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

15.05.2025

лекция

Классный руководитель

 

3-е классы

31

Тема 1. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

24.09.2024

беседа

Классный руководитель

32

Тема 2. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

20.12.2024

лекция

Классный руководитель

33

Тема 3. Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

19.03.2025

беседа

Медицинский работник

34

Тема 4. Семья как система межличностных взаимодействий. Особенности семейного общения.

15.05.2025

круглый стол

Педагог социальный

 

4 класс

41

Тема 1. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

24.09.2024

лекция

Классный руководитель

42

Тема 2. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

20.12.2024

круглый стол

Педагог социальный

43

Тема 3. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

19.03.2025

дискуссия

Медицинский работник

44

Тема 4. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

15.05.2025

вебинар

Классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответственные

5 класс

11

Тема 1. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

24.09.2024

семинар-практикум

Классный руководитель

12

Тема 2. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

20.12.2024

беседа

Классный руководитель

13

Тема 3. Особенности младшего подросткового возраста. Трудности и риски младшего подросткового возраста

19.03.2025

лекция

Медицинский работник

14

Тема 4. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

15.05.2025

круглый стол

Педагог социальный

 

6 класс

21

Тема 1. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

24.09.2024

лекция

Педагог социальный

22

Тема 2. Отклоняющееся поведение подростков. Профилактика зависимостей в подростковой среде.

20.12.2024

 

Педагог социальный

23

Тема 3. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

19.03.2025

круглый стол

Классный руководитель

24

Тема 4. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

15.05.2025

семинар-практикум

Классный руководитель

 

7 класс

31

Тема 1. Факторы и причины правонарушений.

24.09.2024

лекция

Педагог социальный

32

Тема 2. Возрастные особенности 13-14-летних подростков.

20.12.2024

круглый стол

Классный руководитель

33

Тема 3. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Правила взаимодействия с подростком

19.03.2025

лекция

Классный руководитель

34

Тема 4. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

15.05.2025

беседа

Классный руководитель

 

8 класс

41

Тема 1. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

24.09.2024

 беседа

Классный руководитель

42

Тема 2. Насилие и безопасность наших детей. Профилактика основных рисков.

20.12.2024

 

Педагог социальный

43

Тема 3. Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения

19.03.2025

беседа

Педагог социальный

44

Тема 4. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

15.05.2025

круглый стол

Педагог социальный

 

9 класс

51

Тема 1. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

24.09.2024

лекция

Педагог социальный

52

Тема 2. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

20.12.2024

беседа

Педагог социальный

53

Тема 3. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

19.03.2025

семинар-практикум

Классный руководитель

54

Тема 4. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком.

15.05.2025

вебинар

Классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведения

Ответственные

10 класс

11

Тема 1. Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

24.09.2024

лекция

Медицинский работник

12

Тема 2. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.

20.12.2024

круглый стол

Классный руководитель

13

Тема 3. Репродуктивное здоровье юношей и девушек.

Рискованное поведение молодежи.

Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

19.03.2025

беседа

Медицинский работник

14

Тема 4. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

15.05.2025

лекция

Педагог социальный

 

11 класс

21

Тема 1. Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

24.09.2024

семинар-практикум

Классный руководитель

22

Тема 2. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

20.12.2024

беседа/ практикум

Педагог социальный

23

Тема 3. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

19.03.2025

круглый стол

Педагог социальный

24

Тема 4. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников.

15.05.2025

Занятие с элементами тренинга

Педагог социальный, медицинский работник

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                                                                        М.А.Драздовская

 

 

 

 

 

свернуть

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков

подробнее...