Скачать Программу родительского университета (342 Kb.pdf )
УТВЕРЖДАЮ
Директор
государственного учреждения образования
«Средняя школа №11 г. Молодечно»
(подпись) А.Н.Борейко
30.08.2024
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУО «Средняя школа № 11 г. Молодечно»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания, содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей учащихся ишколы.
Целевая группа –законные представители учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
на оценке родителями собственного жизненного опыта;
на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
на стабильном общении детей и их родителей;
на формировании атмосферы поиска новых знаний;
на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
на развитии творческих способностей членов семьи;
на умении видеть результаты развития детей;
на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I – IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V – IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X – XI классов.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагога социального и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
повышение интереса родителей к самообразованию;
удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, поддержке и др.;
повышение уровня педагогической культуры родителей;
активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе
ния
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
1-е классы
|
11
|
Тема 1. Помощь ребенку в адаптации к школе
|
24.09.2024
|
лекция
|
Классный руководитель
|
12
|
Тема 2. Организация режима дня школьника.
|
20.12.2024
|
беседа
|
Медицинский работник
|
13
|
Тема 3. Ценности, традиции и обычаи семьи.
|
19.03.2025
|
круглый стол
|
Классный руководитель
|
14
|
Тема 4. Эмоции в нашей жизни. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
15.05.2025
|
занятие с элементами тренинга
|
Педагог социальный
|
2-е классы
|
21
|
Тема 1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка.
|
24.09.2024
|
беседа
|
Медицинский работник
|
22
|
Тема 2. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.
|
20.12.2024
|
круглый стол
|
Классный руководитель, медицинский работник
|
23
|
Тема 3. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.
|
19.03.2025
|
беседа
|
Педагог социальный
|
24
|
Тема 4. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
15.05.2025
|
лекция
|
Классный руководитель
|
3-е классы
|
31
|
Тема 1. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
24.09.2024
|
беседа
|
Классный руководитель
|
32
|
Тема 2. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
20.12.2024
|
лекция
|
Классный руководитель
|
33
|
Тема 3. Формирование умений и навыков здорового образа жизни.
|
19.03.2025
|
беседа
|
Медицинский работник
|
34
|
Тема 4. Семья как система межличностных взаимодействий. Особенности семейного общения.
|
15.05.2025
|
круглый стол
|
Педагог социальный
|
4 класс
|
41
|
Тема 1. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.
|
24.09.2024
|
лекция
|
Классный руководитель
|
42
|
Тема 2. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.
|
20.12.2024
|
круглый стол
|
Педагог социальный
|
43
|
Тема 3. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером.
|
19.03.2025
|
дискуссия
|
Медицинский работник
|
44
|
Тема 4. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
15.05.2025
|
вебинар
|
Классный руководитель
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-
ния
|
Форма проведе-ния
|
Ответственные
|
5 класс
|
11
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
|
24.09.2024
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
12
|
Тема 2. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
20.12.2024
|
беседа
|
Классный руководитель
|
13
|
Тема 3. Особенности младшего подросткового возраста. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
19.03.2025
|
лекция
|
Медицинский работник
|
14
|
Тема 4. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.
|
15.05.2025
|
круглый стол
|
Педагог социальный
|
6 класс
|
21
|
Тема 1. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.
|
24.09.2024
|
лекция
|
Педагог социальный
|
22
|
Тема 2. Отклоняющееся поведение подростков. Профилактика зависимостей в подростковой среде.
|
20.12.2024
|
|
Педагог социальный
|
23
|
Тема 3. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
19.03.2025
|
круглый стол
|
Классный руководитель
|
24
|
Тема 4. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
15.05.2025
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
7 класс
|
31
|
Тема 1. Факторы и причины правонарушений.
|
24.09.2024
|
лекция
|
Педагог социальный
|
32
|
Тема 2. Возрастные особенности 13-14-летних подростков.
|
20.12.2024
|
круглый стол
|
Классный руководитель
|
33
|
Тема 3. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Правила взаимодействия с подростком
|
19.03.2025
|
лекция
|
Классный руководитель
|
34
|
Тема 4. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?
|
15.05.2025
|
беседа
|
Классный руководитель
|
8 класс
|
41
|
Тема 1. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
|
24.09.2024
|
беседа
|
Классный руководитель
|
42
|
Тема 2. Насилие и безопасность наших детей. Профилактика основных рисков.
|
20.12.2024
|
|
Педагог социальный
|
43
|
Тема 3. Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения
|
19.03.2025
|
беседа
|
Педагог социальный
|
44
|
Тема 4. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
|
15.05.2025
|
круглый стол
|
Педагог социальный
|
9 класс
|
51
|
Тема 1. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.
|
24.09.2024
|
лекция
|
Педагог социальный
|
52
|
Тема 2. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
|
20.12.2024
|
беседа
|
Педагог социальный
|
53
|
Тема 3. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.
|
19.03.2025
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
54
|
Тема 4. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком.
|
15.05.2025
|
вебинар
|
Классный руководитель
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-
ния
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
10 класс
|
11
|
Тема 1. Гиподинамия – проблема современных молодых людей.
|
24.09.2024
|
лекция
|
Медицинский работник
|
12
|
Тема 2. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.
|
20.12.2024
|
круглый стол
|
Классный руководитель
|
13
|
Тема 3. Репродуктивное здоровье юношей и девушек.
Рискованное поведение молодежи.
Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
19.03.2025
|
беседа
|
Медицинский работник
|
14
|
Тема 4. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
15.05.2025
|
лекция
|
Педагог социальный
|
11 класс
|
21
|
Тема 1. Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
24.09.2024
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
22
|
Тема 2. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.
|
20.12.2024
|
беседа/ практикум
|
Педагог социальный
|
23
|
Тема 3. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
19.03.2025
|
круглый стол
|
Педагог социальный
|
24
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников.
|
15.05.2025
|
Занятие с элементами тренинга
|
Педагог социальный, медицинский работник
|
Заместитель директора
по воспитательной работе М.А.Драздовская